Из статьи «Болезни коллективной души»
Автор: Елена Стишова
Неигровое кино ищет новую поэтику, не чураясь игровых приемов. На этом пути удача дается лишь тому, кто владеет своим материалом, как творец — вселенной. Тут первым оказался Анатолий Балуев. Его «Быкобой» (производство Екатеринбургской ГТРК) получил Главный приз фестиваля. Балуевская песня о родине отличается концептуальным поэтическим строем, дивной красоты картинкой и жесткой драматургией. С помощью героя-медиатора он открывает зрителю свой заповедный край — землю Коми. Встречи с земляками и с родней, прогулки по деревне в обществе старых знакомых — и перед нами галерея уникальных типов, каждый на особицу. Этнографический акцент мне не мешал — я ничего не знаю об этом этносе, открываю другой мир, и мне интересны и песни, и танцы, и костюмы, и ритуалы. На последнем слове я запнулась — и запнулся фильм, резко поменявший идиллический строй. Оказывается, сельчане вернулись к древнему обычаю ритуального заклания быка. Для них это мистерия связи времен. Для деревенской детворы и для зрителя вроде меня — шок. Для автора — испытание на профессиональную честность. Катарсис наступает в этом же эпизоде. Короткая перебивка, и мелодия «Жертвы вечерней» снимает напряжение, уверенно переводит фильм в бытийный регистр.
Оригинал: «Независимая газета», 01.11.2001 http://www.ng.ru/culture/2001-01-11/7_bolezn.html