Осенью 2012 года прошла премьера последнего фильма нашего земляка кинорежиссера Анатолия Балуева «Звездная пыль». По признанию самого режиссера, этот фильм — лучшее, что он создал в своей жизни. О том, как создавался фильм и о своем участии в его создании рассказывает один из героев фильма Анатолий Макаров.
Вспоминая Балуева
Часть первая. Замысел.
ПРОЛОГ
Теплый, мягкий июльский вечер. Я и телеоператор Юрий Сыстеров стоим на самой высокой Гирибской горке, с которой до этого я летал на дельтаплане, и смотрим в даль великую, что открывается с горы. Мы вознамерились снять фильм. Только человек, не представляющий всей сложности задачи, может решиться на такое. Ведь мы хотели снять не какую-то там забаву из серии «Сам себе режиссер», а научный фильм, несущий в массы новые, невиданные знания. Знания, которые невесть откуда взялись и посыпались на меня потоком. И я сделал вывод: «Раз уж это мне дано, то уж, наверняка, не для того, чтобы тешить мою гордыню. Значит, надо служить и нести их людям». Сразу же вставал вопрос: но как это сделать? Юра- человек мудрый, понимающий. Мы много говорили с ним «об этом» и приходили все же к выводу: ортодоксы материалистической науки костьми лягут поперек и заорут, что это лженаука, потому что она подрубит под корень все их представления о мире. Меня это не страшит. Я — человек свободный, иду своей дорогой, у меня нет ни высосанных из пальца диссертаций, ни званий, которыми они так дорожат. Мне терять нечего. Просто не надо попусту терять время и силы, не надо вступать с ними в пустые баталии (горбатого уж только могила исправит), надо их обойти, объехать и со своей информацией выходить прямо на народ. Так появилась идея создать кино. Но как сделать такое кино? Каким оно должно быть?
Знакомство
Прошли лето и осень. Как-то Юра позвонил мне: «Приходи ко мне на работу, покажу кое-что». Это «кое – что» оказалось фильмами кинорежиссера Анатолия Балуева. О Балуеве до этого я кое-что уже слышал, он жил где-то далеко, в Кудымкаре бывал наездами, нигде с ним еще не приходилось встречаться. А о его работах не имел ни малейшего представления. И вот мы смотрим его фильмы в жанре неигрового кино: «Фуга», «Тупи — тап»… Все они были удивительно музыкальны, и не только носили музыкальные названия, но и сами, в целом, звучали как музыка. Наверное, поэтому они и воспринимались как музыка сфер, не только слухом, но и глазами, умом и всей душой. С виду все просто, незамысловато, но таинственная бесконечность, как звездная августовская ночь, легко-легко касалась души и приводила ее в трепет.
После просмотра мудрый Юра сделал свой вывод: «Да вы не только тезки, но и чем-то похожи друг на друга. Как видишь, Балуев — большой философ, и если вам соединить свои усилия, у вас многое может получиться». Я тоже так подумал. Надо познакомиться с маститым кинорежиссером и предложить ему реализовать нашу затею. Самим-то уж точно никогда не решить такую огромную задачу. Но до реальной встречи с Анатолием Балуевым прошло еще несколько лет. И встреча эта произошла совершенно неожиданно. Как-то летом я поехал к одному из своих друзей, тоже телеоператору, Жене Фирсову пообщаться, как ныне принято говорить. А там…Балуев! Сухощавый, рыжеватый, живой, энергичный, остроумный, одетый по-летнему во все светлое. Анатолий Данилович находился на творческом подъеме и так и сыпал шутками и остротами. Одна, о чванливых мэтрах, хорошо запомнилась: «Мэтр, в десять раз меньше — децимэтр, в сто раз меньше — сантимэтр, в тысячу раз меньше — милимэтр, но все равно чувствует себя мэтром!». Но в тот момент Женя уже собирался в дорогу ( его Балуев пригласил поработать на съемках) и они тут же уехали в Кочево снимать «Быкобой».
И вот наступил 2007 год. В феврале месяце свои идеи я решил обнародовать в форме лекций, сделать живую публикацию. Цикл назывался «Я вам открою мир иной», была выбрана и аудитория — Кудымкарское общество Рерихов. Их я посчитал наиболее подготовленными к восприятию непривычной информации. И пока на Западе традиционная наука строила коллайдер, чтобы смоделировать Большой взрыв во Вселенной, в Кудымкаре мелом на доске на простых графиках показывалось сотворение Вселенной, как единого организма природы. Оглашаемая новая теория мироздания была возведена на иных фундаментальных понятиях. Материя и Сознание не разделялись. Сознание — не производная материи, а тоже материя. Только тонкая. А самая тонкая материя- это Дух. Дух и только Дух заполняет бесконечность. У природы в основе нет другого строительного материала. А сознание, энергия, плотная материя- это все тот же Дух, в других агрегатных состояниях. Оттого самый твердый металл-это концентрированный Дух. И в бесконечном Абсолютном поле Духа только волновое движение может изменить его состояние. Читая лекции, внимательно наблюдаю за своими слушателями. Замечаю, как восприятие зависит от емкости индивидуального поля сознания. У большинства сработала защита: внимательно слушают, буквы знакомые, слова тоже, а смысл в целом недосягаем. А тех, кто силится вникнуть, надо немного разгрузить для передышки. Чтобы вернуть их на землю, пожалуй, и самый банальный анекдот сгодится…
В первых числах сентября в Кудымкар приехал Балуев. Он приехал снимать фильм о какой-то женщине — икотнице и зашел в телерадиокомпанию. Вот тут мои друзья, операторы, решили на этот раз уж не упускать момент и наперебой взялись подавать меня Балуеву со всех сторон, как самого необычного героя для его фильма, а сами при этом позвонили мне: «Приезжай немедленно». Пока я ехал, Юра с Женей успели наговорить Балуеву хороший рекламный ролик. Чего там только не было! И как я в своей жизни на тысячах пожаров огни и воды прошел, и как в поднебесье летаю под матерчатыми крыльями, и как на скрипке Баха и Чайковского играю, и во всем самоучка. Немудрено, что при такой подаче Анатолий Балуев очень заинтересовался. Меня он встретил с оживлением, и мы разговорились. «Да, хорошая тема для кино,- сказал он,- ты, тезка, как коктейль «Кровавая Мери», столько в тебе намешано!». Но, желая во что бы то ни стало заинтересовать знаменитого кинорежиссера, мои друзья, кажется, перестарались. Мне вовсе не хотелось, чтобы меня изображали забавным чудачком. Разве мы этого хотели от Балуева? Вижу, и Юра сник — значит, и до него дошло, что все не то. На Гирибской горке мы хотели сделать небывалый фильм вселенского масштаба. Мне надо действовать! Я немедля перевожу разговор на снимаемый Балуевым фильм и начинаю ему объяснять такое явление, как «икотница»: «Все живое двухчастно, состоит из тела и невидимой для глаза полевой формы (души). Полевая форма прилетает на землю для воплощения из космоса и начинает формировать себе тело, чтобы через него выражать себя в земных условиях. Если же душу на земле не приняли, отвергли, она становится неприкаянной и может прибиться к человеку. Своя, штатная полевая форма продолжает работать, как и прежде, а прибившаяся, не имея своего тела, помогает хозяйке в космических связях, ясновидении. Иногда она « берет слово», и ей дают возможность поговорить через тело «хозяйки». Так в одном теле живут две души». После сказанного чувствую, что плацдарм захватил. «Давай встретимся завтра и поговорим. Думаю, будет интересно,- сказал мне Анатолий Данилович. Мы встретились назавтра и послезавтра. Изначально чувствуя, что меня поймут, а потом, уже ощущая, что понимают, я обрушил на него свою теорию мироздания:
-В безбрежном поле Духа созданный Великим Сознанием образ приводится в движение. И вот торсионная волна, волна мысли, сдвигая пространство и сгущая его, переходит в прямолинейную, идет дальнейшее уплотнение образа. При уплотнении образа увеличивается масса. И прямолинейная волна переходит в поперечную, пространство, обозначенное волной, искривляется. В самой нижней точке волны масса достигает своего максимума и обладает наибольшей энергией. Эти две величины доходят до своей критической точки, и начинается обратный процесс- разжим. Масса, рассеиваясь, остается на месте, а энергия переходит в полевую форму и образует энергоинформационное поле волны. В конце периода, на гребне волны, энергоинформационное поле отделяется от массы. Такова схема любого жизненного цикла. Световая волна выбрасывает в пространство фотон света, а человеческая жизнь- душу. А еще волна при своем движении преломляется, образуя подволны (обертоны). При этом обертон, сам являясь волной, тоже дает обертоны – так волна по вертикали уходит вглубь, все уменьшаясь, исходит на нет. Так волна Вселенной, преломляясь на обертоны, производит все уровни жизни: галактики, звезды, планеты, люди, элементарные частицы. Любая форма жизни — производная Вселенной минус в энной степени…
Эта лекция для одного человека была самой лучшей в моей жизни! Самой результативной. Меня слушали, меня понимали.
— Ну, ты, тезка, меня загрузил! Все это надо переварить,- подытожил Балуев нашу встречу.
Часть вторая. Съемки.
Третья мировая
Балуев уехал. Никаких вестей от него долго не было. И вот полгода спустя как-то вечером – телефонный звонок из Екатеринбурга:
— Это я, тезка. Еще не забыл? Я тоже помню тебя и помаленьку работаю. Думаю, что у нас непременно что-нибудь получится.
Очень рад был услышать такое! Балуев взялся за дело! К тому времени я уже знал, что есть немало людей, не понимающих его творчества, а за свое непонимание они его же и хулят, и ему приходится порой «в стол» работать. Наверняка, не от хорошей жизни он снимает фильмы про чудачков и про икотниц. Теперь же, получается, я призываю мастера быть самим собой, еще вырасти и выложиться от души. Хорошо ли я делаю? Правильно ли? А может, я просто выполняю чью-то высокую волю?
А год спустя Балуев посетовал, что дела идут медленно.
-Ничего,- говорю я,- это нормально,- и цитирую кого-то из великих: «Лев долго рожает — да льва, а не мышонка». Смеемся вместе.
Как-то спрашиваю Анатолия Даниловича:
-Ну, как, переварил уже первоначальную загрузку? Хочешь добавки?
-Давай
-Хочу книгу написать, уже и название есть, «Третья Мировая»
-Война?
-Да, война. Невидимо для глаз она уже вовсю идет в мире. Скрытно, в поле Сознания, на тонком плане.
-И кто воюет?
-Все люди земли разделены надвое. Вера противостоит безверию. Бездуховная цивилизация в безбрежном поле Духа — своеобразный пустой пузырь, как раковая опухоль. И как раковая опухоль, расширяться может только метастазами, уничтожая нравственность, опуская сознание. То есть захваченное сознание уменьшается и дробится, тем самым разрушается цельность восприятия мира. При этом истинные ценности подмениваются фальшивыми, тоже пустышками. Приведу пример. Можно всю жизнь просидеть у телевизора. Интересно ведь? Да? Только при этом твоя собственная жизнь пройдет мимо, и как личность, ты будешь никто. А если еще и учесть, что этот ящик может в тебя втемяшить… Другой пример. Великий человек сказал однажды: «Красота спасет мир». Понятно, что он имел в виду нравственную красоту. Современные конкурсы красоты проходят под этим лозунгом. Красотки, миссы искренне верят, что это их внешность спасет мир. Увы! Красота голых задниц мир не спасет…
-Я понимаю и тоже так думаю. Скажи, тезка, а кто победит в Третьей Мировой?
-Победит тот, кто воссоединится с Великим Сознанием, с бесконечным Духом.
Так прошло почти четыре года. В мае 2011 года звонит Балуев:
-Александрович! Деньги для кино нашлись, в июне начнем работать. Я считаю, что лучшее время года для съемок в наших местах — это июнь.
Но прошел июнь, прошел июль, август пошел, а Балуев не приехал. И ни слуху, ни духу. Что случилось? Удалось узнать: режиссер тяжело болен, лечится в Израиле.
Съемки
Следующий телефонный звонок от Балуева прозвучал ровно через год:
-Александрович? Здравствуй, дорогой. Я живой и работаю. Здесь мы в Оперном театре заканчиваем съемки, 10июня поедем в Кудымкар и в Кочево снимать, готовься.
— И что мне делать?
-Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» знаешь? По замыслу на нем у нас многое повязано. Есть там очень сильная тема вражды, противостояния: там-та, там-та, там-та-там-та…
-Знаю.
— Ее бы надо тебе на скрипке сыграть. Ноты пришлю. И еще надо бы подлетнуть.
— К сожалению, несколько лет назад я одолжил узлы своей самоделки друзьям на их строящийся самолет, а они повздорили между собой да разбежались. Вот и получилось — и у них еще нет самолета, и у меня уже нет. Боюсь, что за оставшиеся три недели поправить дело не получится.
— Придется что-то придумывать, а к этому куркулю… я больше обращаться не буду.
— Можно еще попробовать предложить тут одному кудымкарскому владельцу дельталета дать напрокат хотя бы на один летный час, только он жадный, завистливый и амбициозный, но тебе, как именитому человеку, может, все же не посмеет отказать.
-Ладно, приеду, решим этот вопрос. А у нашего рождающегося фильма есть уже название — «Звездная пыль».
Вечером 10июня черный «Форд» остановился возле моего дома. Из машины вышел Балуев. Боже мой, каким он стал! Передо мной была тень человека с зелено-желтым лицом.
-Ничего,- заметив мою тревогу, говорит он,- подышу воздухом родных мест, будет лучше. Родина поможет.
А в это время операторы с камерами уже кружились вокруг нас. Я озираюсь в недоумении.
-Не обращай на них внимания, они свое дело знают,- говорит режиссер.
Идем в дом. Я даю Балуеву номер домашнего телефона владельца дельталета. Он звонит. Говорит предельно деликатно, но чувствуется, что безуспешно. Кладет трубку.
-Да пошел он!.. Обойдемся! Сперва мы в Кочево поснимаем, а затем сюда приедем. Привезем Сашика. Он глухонемой, но я уверен, что тебе он понравится.
И они уехали.
Через несколько дней черный «Форд» опять подкатил к дому. Из машины выходит человек лет сорока в клетчатой рубашке, в легкой кепочке и, по – детски чисто, трогательно улыбаясь, направляется, прихрамывая, прямо ко мне и протягивает руки. Как устоять перед милым ребенком? И я отвечаю ему тем же. Он мог издавать только звуки, которых сам не слышал. Анатолий Балуев, побыв дома, выглядел уже чуть лучше.
-Готов?- спрашивает меня,- поехали работать!
-Каждый солдат понимать свой маневр должен, а я пока ничего не представляю.
— Мы не актеры, чужую жизнь не играем, свою проживаем. Вот и будь самим собой. А твоя тема в фильме — это даль великая, о которой ты мне когда-то говорил и которую ты хорошо знаешь. Место надо выбрать подходящее!
— Поехали в Разино на Парма мыс!
В детстве Парма мыс был в трех километрах от нашей деревни Спасово. Каждое утро, проснувшись, из окна дедовского дома я видел его с деревянной геодезической вышкой на вершине. Дедушка говорил, что с этой вышки на Парма мысе в бинокль можно Пермь увидеть. Это за двести верст-то?! И вот однажды мы с другом Колей не вытерпели и побежали к Парма мысу. С дрожащими коленками поднялись на вышку. Видно далеко-далеко! Убегая вдаль, земная красота все больше окутывалась синей дымкой и незаметно как-то переходила в небо…
Теперь Парма мыс, как и все заброшенные поля в округе, начал зарастать густой щетиной мелколесья. И с него уже не видно дали великой… Сколько деревень вымерло у нас в стране! Каждая из них была живой клеточкой в ее организме, чьей-то родиной… Кому-то на земле, видать, очень нужно, чтобы мы вымирали, чтобы перестали видеть эту даль великую. И нам все сужают и сужают сознание фальшивыми ценностями для того, чтобы мы стали тупыми и немощными; это и даст им возможность взять великую страну голыми руками.
— Поехали в Верх – Иньву, — говорит Анатолий Данилович,- там я знаю одно подходящее место.
В Верх-Иньве остановились за школой на высоком, крутом берегу Иньвы. И как только я повернулся лицом к открывшемуся простору, невидимый хор пространства грянул во всю ширь:
-Даль великая! Даль бескрайняя!
За околицей и в судьбе…
Затрясло, перехватило дыхание, какая-то сила стала распирать изнутри. Саша встал рядом, и замечаю, что он чувствует то же самое.
Я не умею разговаривать с глухонемыми жестами, но знаю: если у человека отсутствуют какие-то возможности, природа взамен дает ему другие. Не имея возможности общаться с людьми на вербальном (языковом) уровне, Саша сразу же уловил созданный мною образ. Не желая попасть в камеру растроганным, собравшись духом, заговариваю о полетах:
-Как хорошо бы взлететь отсюда на дельтаплане!
Саша всепонимающе смотрит вдаль и в небо. Затем он отходит от обрыва назад и с криком, размахивая руками, как журавушка крыльями, несется вперед, показывая всем, что и он бы полетел.
Режиссер доволен: «Как вы быстро поняли друг друга! Чудо какое-то! Однако, чтобы показать зрителям ваше желание полетать, надо запускать воздушного змея. Вот здесь». Он показал рукой и ушел в машину. Достали из машины китайский змей — параплан. Помучал он нас изрядно. После вчерашнего дождя парило, штиль. Порой ветерок едва-едва появлялся, но дул он сбоку, поперек тропки, по которой мы бежали, силясь поднять в небо воздушного змея. А тропка неровная, да и к тому же идет на подъем. Змей напрочь отказывался лететь — не было ветра, скорости бега не хватало. После бесчисленных попыток подошел Балуев.
— Хватит мучаться, что-нибудь соберем из этих крох. Поехали.
Обедаем у меня уже в пятом часу перед кинокамерами. Мы с Сашей успели привыкнуть к ним, и они нам нисколько не мешают.
Мне предстоит продолжить небесную тему. Плохо, что не будет у нас воздушных съемок, без них фильм многое теряет. Человеку нужно подниматься в небо, чтобы увидеть раздробленный в его сознании мир в совокупности и системности. Взгляд сверху запускает в его сознании процесс единения всего сущего в одно целое.
Вспоминаю старое стихотворение нашего поэта Степана Караваева «Самолетом». В нем хорошо переданы ощущения человека, поднявшегося в воздух. Достаю из шкафа маленькую модель легендарного самолета «По-2», подхожу с самолетиком в руке к Саше: «Ну, что, полетели?». А он уже дует на пропеллер, запуская двигатель. Когда моему сыну исполнился год, я подарил ему игрушечный самолет. А он, еще не видевший самолета, ничего о нем и не слышавший, поднял его над головой и, еще не очень уверенно топая ножками, полетел по комнате: «у-у-у». Образное мышление!
Я вхожу в образ и в ответ на дуновение Саши отвечаю: «Есть контакт!» и…
Вперед рванулся самолет,
Под облака поплыл
Читая стихи, стараюсь с максимальной ясностью видеть то, о чем читаю. И… Саша жестами начинает все комментировать! Глухонемой! Так Балуев сегодня второй раз видит наш сеанс континтуального общения. Он и говорит: «Все прекрасно, но кто поверит, что ты — бывший пожарный, а не какой-то подсадной академик или народный артист? Доставай свои фотоальбомы и листай, снимать будем.
А вот с музыкой, как говорят музыканты на своем жаргоне, у меня получилась «лажа». Замотавшись, я несколько дней не брал в руки скрипку. Сегодня, посчитал, будет тоже не до нее. Неожиданно наш режиссер говорит: «Теперь снимаем скрипку». «Попался, как кур во щи»…Но делать нечего, надо играть. Как бы продолжая тему о небе, начинаю со скрипичного концерта Мендельсона. Вот уж где небо-то звучит! Но сегодня у меня, чувствую, ничего не звучит. Когда я, сделав скачок на лысом грифе скрипки, не попадаю на нужную ноту — сбиваюсь вовсе. Играть перед камерой, оказывается, не очень уж и приятно. Немного пообвыкнув, другие вещи играю уже лучше. Но неприятный осадок начала не проходит. В юности Анатолий Балуев хотел стать музыкантом, оперным певцом и даже ездил поступать в Московскую консерваторию. Его не приняли не по причине бездарности, а потому что консерватория- это вуз, а он без подготовки. Попробуйте поступить в институт без средней школы! А вот он попробовал! И музыкантом остался навсегда! Посмотрите его фильмы – сами убедитесь. И вот перед ним я плюхаюсь.
-Все прекрасно,- говорит он совершенно достоверно, — видно, что любитель, а не Ойстрах и не Коган. «Ах ты, хитрец! Вон на чем меня подловил!»- думаю я.
-Своих героев я люблю, и никого никогда не опускал. Не волнуйся, и тебя посмешищем не сделаю.
-Ладно, утешил.
Уже на обратном пути из Кочево в Екатеринбург съемочная группа еще раз завернула ко мне. Балуев, со встречи в день приезда, заметно изменился, похорошел. По крайней мере, уже не был похож на тень человека. Говорю ему об этом.
-Давно хочу на родину, да все дела, дела, закончу их и приеду насовсем.
Увы! Не прошло и года — его привезли насовсем.
А пока мы, как и пять лет назад, беседуем с ним. И темы у нас те же, самые большие, самые высокие. Только теперь Анатолий Данилович Балуев – не ошарашенный мной слушатель, а понимающий, мудрый собеседник. Он обдумывает, направляет беседу, как режиссер, задает вопросы. Операторы вокруг нас суетятся с камерами, фиксируя каждое слово. Так проходит час, другой…
Ну, вот и все. Съемки «Звездной пыли» закончены.
— Я думаю, это только начало. Тут такое поле деятельности открывается! Да и наснимали — хоть сразу же и другой фильм начинай,- заключает Балуев.
И екатеринбуржцы уехали.
Часть третья, Премьера,
В Екатеринбурге
К осени новый фильм был собран, и в сентябре прошла его премьера в Екатеринбурге. В тот же вечер Анатолий Балуев позвонил мне и поздравил с премьерой. Мастер был доволен: что было задумано – получилось. А я так и не имел ни малейшего представления о том, что же все- таки получилось в результате наших встреч, длинных разговоров, долгих поисков и размышлений, беготни на съемках. Спрашиваю: «Я справился? Не подвел?».
-Он еще спрашивает! Сам же подвигал меня на это дело. Ты в фильме — стержень, всю тему держишь. После первого же просмотра люди выходили и повторяли твои изречения: «Бог — не взрывник, а Творец!», «Небо у нас на всех одно». Конечно, были и такие, кто рожи кривил, но это наши противники. И так и должно быть. В Третьей Мировой они на другой стороне, а мы с тобой — солдаты одной армии. Вон жена услышала наш разговор и тебя поздравляет с успехом. А вот и сын звонит из Питера, он там учится, тоже приветствует и поздравляет.
В Кочево
В середине октября Балуев позвонил мне уже из Кочево:
-Завтра представлю землякам новинку, а в четверг в Кудымкаре будем смотреть.
-Да что-то в Кудымкаре ничего не видно и не слышно, никаких объявлений нет, впервые от тебя слышу.
-Как так? Мне обещали презентацию в «Комсомольце» 18 октября.
-Завтра внимательнее пройдусь по городу, может, не заметил.
Назавтра, сколько ни приглядывался, ничего не увидел. Не было объявлений. А в Кочево в тот день презентация прошла. Позже из местных газет узнал, как это было. Конечно, земляки Балуева в грязь лицом не ударили, постарались, как могли, чествовали знаменитого земляка. Но новый фильм был понят немногими. В основном говорили. что он про «мам чужан!н»(малая родина) и «до слез жалко убогого».
В Кудымкаре
В день показа в Кудымкаре, уже после обеда, разъяренный режиссер позвонил мне:
-Понимаешь, эта рыжая…..плюнула на все и уехала по своим делам!
Это был откровенный саботаж. После Кочевского триумфа в Кудымкаре судьба уготовила Балуеву холодный душ. А эту дамочку, с которой была договоренность о презентации фильма, я знал. Знал даже, как она тоном абсолютной правоты заявляла: «Не понимаю я Балуева!». И ничего не понимая в творчестве Балуева, она, похоже, самоуверенно решила, что там и понимать-то нечего, чушь какая-то, значит, незачем и людям показывать. Как-то мне пришлось резко оборвать одного знакомого, поносившего музыку Моцарта: «Моцарт, он навсегда Моцарт. И это твоя беда, твоя проблема, что ты не дорос до Моцарта».
-И что теперь будем делать? – спрашиваю Балуева.
-Я обратился к самому министру Рычкову. Он пошел навстречу и выделил нам зал в здании окружной администрации, в семь вечера начало.
В семь вечера зал в окружной администрации был полон. Но радоваться было нечему. Большую часть зрителей просто набрали в учебных заведениях Кудымкара для наполнения зала. На лице Балуева все еще оставалась удрученность. Перед началом он сделал краткое вступление:
-Этот странный фильм, в частности, ни о чем, а в целом, он о жизни, он, как стихотворение, поэма. Я считаю его своей лучшей работой.
И вот на кургузом экранчике, в полутемном зале мы смотрим «Звездную пыль».
«Звездная пыль». Техника.
После просмотра фильма Анатолий Данилович хотел услышать мнение зрителей о новинке. Но обсуждения не получилось, к нему просто никто не был готов. Странный фильм вдохнул в душу какую-то завораживающую, но медленно, долго осваиваемую музыку. Ситуация повторилась. Пять лет назад я так же обрушил на самого Балуева огромную информацию. И вот он, трансформировав ее в своеобразный художественно-документальный фильм, преподнес зрителям. Мастер гениально реализовал нашу затею о фильме, описанную в самом начале этого рассказа. Технически он ее исполнил, как музыкант- виртуоз. Именно за виртуозную режиссуру фильм был отмечен на международном кинофестивале в следующем году после выхода. И это пока. Ибо фильм рассчитан, как и наука, кратко изложенная в начале рассказа, на будущее человечества, «на вырост». Рассмотрим техническую сторону этого произведения. Начнем с названия.
Название «Звездная пыль» связано с волновой теорией. Вспомним, что уже было написано в этой работе о волнах.
-…волна при своем движении преломляется, образуя подволны (обертоны); при этом обертон, сам являясь волной, тоже дает обертоны — так волна по вертикали уходит вглубь, все уменьшаясь, исходит на нет. Волна звезды, рассыпавшись на обертонах вглубь до пыли, образует человеческий уровень жизни. И если со звезды посмотреть на нас, мы будем выглядеть пылью, осевшей на планете Земля.
Чтобы довольно-таки большой по продолжительности (55 мин.) фильм было не утомительно смотреть, Балуев надел его на бегущую волну. В нижних точках волны, где нет энергоинформационного поля, образуются «черные дыры», а на гребнях, как фотоны света, появляются эпизоды. Так он и идет: эпизод-пауза, эпизод-пауза, своеобразный пунктирный ритм.
Фильм имеет четкое музыкальное построение. Он исполнен, как музыкальная соната. Так же трехчастен; как в сонате, каждой части даны названия по музыкальной терминологии: 1 часть — Аллегро (скоро),2часть-Адажио(спокойно),3часть-Кода(заключение). Внутреннее движение в частях соответствует указанным темпам. И, как и в сонате, в нем живут и развиваются две контрастные темы.
Часть четвертая. Пояснения.
Даль великая (КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ФИЛЬМА)
Где бы ни жил человек на земле, над его головой повсюду будет небо. И если человек, улетев на Луну или еще куда-нибудь, взглянет в небо, он увидит, что и его родная планета Земля тоже находится в небе. Все в небе, весь мир в небе. Все-небо! Великая, манящая душу даль бесконечности…
Математически вывести и понять, что самым большим сознанием обладает бесконечность, несложно. Просто надо взглянуть на мир другими глазами да с другой стороны. Сознание-это тонкая полевая материя, и между ним и пространством существует прямо пропорциональная зависимость: чем больший объем занимает в пространстве сознание, тем оно больше само и наоборот. Расширяясь, сознание переходит в свою самую высшую и тонкую форму-Дух. И все, что есть в мире (вселенные, звезды, мы, пылинка последняя) находится в безбрежном поле Духа, тончайшей материи и высочайшего Сознания. Все многообразие Мира создано из Духа самим же Духом — величайшим Сознанием. Никакого иного материала-первоисточника в природе нет.
От далеких предков, живших тысячелетия назад в наших краях, до наших дней дошли странные для современного человека словосочетания: ен гымало (гремит), еныс пемд!с(стемнело),еныс ар(осень), еношка (радуга)…Заметили? Повсюду один корень — ен (бог). И есть одно слово «енож» (небо), объясняющее весь этот мир, все небо, всю бесконечность, ибо непереведенное значение этого слова «вместилище Бога»! Наши далекие предки чувствовали, видели, понимали единство Мира, жили в Боге, потому и все явления Мира для них были связаны с Богом. Наши далекие предки знали, что Бог — не седой дедуля с нимбом над головой, сидящий на облаке, а весь мир, «енож», бесконечное небо. И Бог- это Все! Разумная, одухотворенная бесконечность…
Все, что есть в бесконечном небе, сотворено Богом из самого себя, ибо творить может только разум. Не имея достаточного уровня сознания, даже простую палочку не сможешь состругать. Все, что есть в бесконечности,- это и творение Бога, и его составляющее. Человек, очень опрометчиво возомнивший себя венцом творения, ни понять, ни представить себе не может, что его статус на самом деле неизмеримо выше, ибо он — частица Бога.
Я любуюсь небом — я любуюсь Богом
Я разговариваю с цветком — я разговариваю с Богом
Я глажу кошку – я глажу Бога
Я люблю женщину – я люблю Бога
Ибо все они – частицы Бога
Когда люди утратили единство с Богом и оказались не в состоянии воспринимать единство и целостность мира, они начали сами себе придумывать богов, соответственно своему миропониманию. Так появилось множество религий. В разряд богов возводились и посланники Бога. В околонаучных сектах своих идолов скромно называют учителями, а в наиболее тупых сектах богов даже выбирают из своего же круга.
Считаю, что наиболее эффективным путем возврата человека к Богу и сейчас, и в будущем будет путь познания Бога.
Любое познание начинается с веры в познаваемое. Если ученик не будет верить своим учителям, он ничего не познает. Вера всегда познаваема. А познанная Вера превращается в систему знаний, то есть в науку. Вера и Наука — две стороны одной медали. Это только человек с извращенным миропониманием может противопоставлять Веру и Науку.
Невозможно познать Бога при помощи лабораторных пробирок или андронного коллайдера, потому как подобное познается подобным. Пришла пора изучать «тонкий план», сознание, дух. В качестве наглядного примера возьмем крест. Крест, в принципе, является символом пространства, а с виду это — прямоугольная система координат. Познание человеком мира до сих пор идет только по горизонтали, по оси Х, по принципу «дойди». Познание «тонкого плана» должно пойти по вертикали, по оси У, по принципу «дорасти». А это путь к Богу. Индивидуальное поле сознания (душа), поднимаясь вверх, все расширяется путем подключения к полям вышестоящих уровней и утончается.
«Хочешь быть самым сильным?- сказал один современный мудрец,- так соединись с Богом». И, осеняя себя крестом, мы обозначаем себя в пространстве перед Богом: «Я здесь, Господи».
Наша цивилизация начиналась в лесах и пещерах. В трудных условиях человек просто выживал. Все его сознание было привлечено для решения необходимых задач бытия. Связь с большим бесконечным миром оборвалась. Преодолевая трудности земной жизни, человек уверовал в себя и в грубый материализм. Так в безбрежном поле Сознания, Духа, образовалось замкнутое пространство, своеобразная автономия человеческого духа, пещера, по сути. Эту, отделившуюся от Бога, часть сознания, пещеру, в религии называют «дьявольщиной». Но клеточка в организме человека жива потому, что жив человек. А человек живет потому, что есть Бог. Поэтому отделившаяся от организма клеточка обречена. Именно этим объясняется гибель предыдущих цивилизаций. Как вылетевшая из костра искорка, просияет в воздухе секунды и гаснет. Ресурсы ограниченной, пещерной цивилизации не безграничны. Они неотвратимо иссякают, в затхлой пещере начинается разложение, переходящее в агонию. И сейчас мы уже наблюдаем обвальное падение нравственности, коллапс сознания, разложение основ бытия. Казалось бы, чего уж проще: выйди из пещеры, и начнется у тебя прекрасная жизнь, но человек, не имея Веры (начало познания!), не знает, что там, за пределами пещеры, и боится выходить. Ученый же люд, заработав на изучении царапин на стенах пещеры звания и положение, тоже боится потерять свои достижения — ибо за пределами пещеры они превращаются в ничто. Но более всего выхода из пещеры не желают допускать люди, считающие себя мировым правительством. В бесконечности миром правит Бог, в замкнутом пространстве- люди, считающие себя земными божками. Для достижения своих целей они извращают миропонимание, ПОДМЕНЯЮТ ценности, ИСКАЖАЮТ историю. Был древний Египет, древний Рим, а что было в то время здесь, у нас, история умалчивает. А от очень настырных отмахиваются: да какие-то дикие племена. А эти люди называли небо «енож» — вместилище Бога! Потому и стерли их из истории, чтобы не кололи глаза постоянным напоминанием земным божкам об их ничтожестве и о том, что отделенный от Бесконечности, изолированный пузырек сознания – болезнь, обреченная раковая опухоль.
И вот сейчас, опираясь на вышесказанное, рассмотрим фильм.
«Звездная пыль». Содержание.
Этот странный фильм,
в частности, ни о чем,
в целом, он о жизни.
А.Балуев.
Мы прибыли на землю и замерли в ожидании на дороге жизни. Нам предстоит закалиться и еще вырасти в трудных земных условиях, пройти суровую школу земного бытия. Вот ударил колокол, и нас понесло вперед по дороге жизни. Стремительное, дух захватывающее ускорение и движение стабилизировалось. Музыкой Бетховена заработало сердце. Земная жизнь началась. Часть людей, обольстившись земными радостями, сразу же и забывает, откуда они и зачем сюда пришли. И зачем им небо, когда здесь так прекрасно, можно блистать и стать хозяевами этой земли? А кто ты на небе? Маленький, неприметный винтик, затерявшийся в бесконечном организме. Так человек начинает вкладывать все свои силы, чтобы только утвердиться на земле. Молодая балерина до седьмого пота каждый день готова трудиться, чтобы только добиться признания, стать звездой по земным меркам, потому как настоящие звезды бывают только на небе. А неба над ее головой уже и нет. Над ее головой потолок, до которого совсем близко
Вторая тема фильма- сонаты контрастна первой. Здесь мы видим людей, не утративших связи с небом: оно у них постоянно над головой. Эти люди на земле достойно несут свой крест. Вторая тема по зеленому простору, под голубым небом, разливаясь песней от всей души, приводит нас к главному носителю темы, глухонемому Саше Хомякову. Отсутствие слуха и речи только защищает его от пагубного воздействия бездуховной цивилизации. Кажется, небо дало ему все лучшее, что только можно дать человеку, прибывшему на землю. О таких людях говорят — человек Бога.
Начинается противостояние двух миров: естественного и искусственного. Звучит мощная тема противостояния из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Во второй части фильма, в Адажио, внутреннее движение замедляется для осмысления происходящего. В этот момент в фильм входит, как посланник неба, философ. Кратко и емко он объясняет сложившуюся ситуацию. Именно к нему идет человек Бога Саша Хомяков. Им есть о чем поговорить, и они прекрасно понимают друг друга. И тема у них самая большая — даль великая, небо, которое у нас на всех одно. Так тема неба, появившись в названии фильма, полностью его заполняет. А созданный человеком, искусственный мирок первой темы становится жалким, обреченным на вымирание.
И снова уходящая вдаль простая дорога. На ней стоят люди, достойно пронесшие свой крест. Скоро им предстоит уйти по этой дороге. А пока еще звучит Бетховен и бьется сердце.
Но вот и опустела дорога. Впереди только вечность, только небо.
В третьей части, в Коде (заключение), жизнь земная, как вода, течет дальше. Юная балерина после спектакля, удовлетворенная, выходит из театра. Она сделала свой выбор- вся ее земная жизнь размешана на роли.
По лесной дороге идет человек. Что ему вся эта пустая суета? Он несет свой крест.
А вон и те, что бросили свой крест и суету не приняли, удирают на космическом корабле. Но куда?
Кода. Заключение
После просмотра было жалко, что премьера прошла не в кинотеатре. Широкоформатный фильм с большого экрана имел бы во много раз большую силу воздействия на зрителя.
Глава округа министр Виктор Рычков устроил в честь Балуева небольшой прием. В приемной, перед тем как войти в кабинет, Анатолий Данилович подал мне три диска:
-На память о нашей совместной работе.
На одном диске была только что просмотренная «Звездная пыль», а на двух — что-то новенькое. Балуев пояснил:
-Здесь материалы, что мы отсняли летом по твоей теме. На «Звездную пыль» ушло только несколько идей, остальное тут. Вижу на диске свой портрет, и выведено, как на памятнике: Анатолий Александрович
Макаров
Философ и музыкант
Человек Мира
Мастер сделал свое дело. Он откликнулся на мой призыв и принял участие своим оружием в начавшейся атаке на прорыв в бесконечность из пещеры сознания. И остался доволен своей работой. Я рад за него.
А человеку мира предстоит дальше нести свою службу, делать то, для чего на землю прибыл.
Глядя в даль великую, вскидываю руку к козырьку, чеканю:
Отче наш!
Да святится имя твое!
Да будет воля твоя!
Анатолий Макаров
Опубликовано в общественно-политической газете Коми- Пермяцкого округа «Парма». №84, 92, 94,100 за 2013 год. Город Кудымкар, Пермский край, Россия.